Яндекс.Метрика
СертификатыКомментарии экспертовСоветы дизайнеровМнения родителейВпечатления учеников

Мнения экспертов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

Кудинова Марина Феликсовна, 

директор ГБОУ Гимназия № 1579

                                 

 

Из своих детских ярких впечатлений о школьной форме я помню, как в начальной школе два раза в неделю нам приходилось пришивать на платья белые воротнички и манжеты. И единственное отличие было в разнообразии этих воротничков, у кого-то они были кружевные, у кого-то простые. Мы очень любили праздники, потому что можно было надеть белые фартуки, которые хотя бы немного отличались друг от друга.

 

На мой взгляд школьная форма для родителей – это хороший выход. Когда мои дети пошли учиться, формы не было никакой, и для меня как для матери это была большая головная боль. Потому что каждый ребенок хочет выделиться, дети сами не могли определиться, что бы они хотели надеть в школу, и при этом надо было подобрать им что-то комфортное и практичное. Другое дело, какой должна быть школьная форма, все-таки есть свои плюсы и минусы и в единообразии, и в разнообразии.

 

Мы не приверженцы строго регламентированной униформы, так что родители могут не бояться «уравниловки». На наш взгляд, слишком жесткие правила психологически тяжелы для ребенка. Хотя, есть случаи, когда униформа красиво смотрится, например, в праздники. Но в повседневной жизни должны быть взаимозаменяемые комплекты вещей, своего рода капсульный гардероб.

 

Когда мы вводили форму, то проводили опрос среди родителей и детей, устроили дефиле от нескольких производителей. Но мы столкнулись с тем, что все воспринимают понятие делового стиля и школьной формы по-разному, и голосование обнаружило диаметрально противоположные мнения.

 

У нас в гимназии мы остановились на том, что в начальной школе форма единая на параллель, и если зайти на этаж, можно сразу понять из какого класса ребенок – из первого, второго, третьего или четвертого. Получается, что нет излишнего единообразия, поскольку присутствуют сразу четыре вида формы. Кроме того, у детей, особенно у девочек, форма вариативна – это может быть и платье, и юбка, и сарафан, и брюки, но выполненные в одной цветовой гамме. В средней и, особенно, в  старшей школе мы остановились на деловом стиле одежды. Стараемся прививать старшеклассникам понятие делового дресс-кода.

 

Производителям мы рекомендуем не забывать про натуральность тканей. Разумеется, появляются все новые технологии и в ткани эффективно добавляется синтетика, но важно, чтобы материалы были дышащие, комфортные для детского тела. Принципиально важно, чтобы за формой было легко ухаживать, чтобы она была практична, легко стиралась и гладилась, быстро сохла. Также необходимо, чтобы одежда долго сохраняла товарный вид. Например, в начальной школе нам пришлось поменять производителя, поскольку родители жаловались, что ткань быстро портится, махрится, на ней появляются «катушки». Еще раз отмечу, что важно и разнообразие моделей – дети разного телосложения и им идет одежда разного кроя. Должно быть легко подобрать школьную форму на любую фигуру. Надо учитывать и разные финансовые возможности родителей, разрабатывая форму в одной стилистике, но в разной ценовой категории.

 

Родителям бы мы посоветовали больше внимания обращать на то, в чем ходит ребенок в школу. В семье тоже надо прививать понятие корпоративной культуры и аккуратности. Ведь у школы нет определенных рычагов воздействия на родителей и детей, мы не можем не допустить ученика до занятий, если он одет не по форме. Тем не менее мы, со своей стороны стараемся формировать у учеников чувство гордости за свою школу, а старшеклассников призываем подавать достойный пример младшим школьникам. Родителям надо следить и за обувью, в которой дети ходят в школе. Нас тревожит, когда девочки в подростковом возрасте начинают носить туфли на слишком высоком каблуке. Мало того, что это вредно с точки зрения формирования осанки, это еще и очень травмоопасно – легко подвернуть или вывихнуть ногу.

 

Один раз мы сделали такой проект – сами же ребята с видеокамерой брали интервью у учеников, пришедших в школу без школьной формы. Ответы на вопрос, почему школьник одет несоответствующим образом, были стандартные – порвалось, испачкалось, сдали в химчистку, постирали и не высохло. Но лидировали два ответа от детей в джинсах: один зимний – потому что очень холодно, а в джинсах теплее, другой летний – потому что очень жарко, а в джинсах прохладнее. Мы даже сделали видеомонтаж таких противоречивых ответов. Выглядело это смешно.

                                                                                                                                        

 

 

 


 

Елена Константиновна Снытникова, заместитель генерального директора, руководитель проекта компании-производителя «Наша форма», мама троих детей

 

Сегодня мы принимаем решение за своих детей – быть или не быть школьной форме. Мы обсуждаем ее цвет, фасон, цену, но, мне кажется, забываем о том, что это не просто одежда – это традиция. Нет сомнений, что невеста должна быть в свадебном платье, а президент – в костюме, так почему же они возникают, когда школьник – в школьной форме?

 

Давайте умерим свои амбиции в тот момент, когда говорим о традициях своей страны, своей школы, своего ребенка. Давайте думать глобально! Оставим детям возможность носить школьную форму, оставим детям воспоминания о традиции носить школьную форму, оставим детям память…

 

А уж какой она будет – эта столь долго обсуждаемая школьная форма, – пусть решат учителя, которым мы доверяем своих детей и которые будут рассказывать им на первых уроках о традиции носить такую одежду, а потом 11 лет, каждый день, их в этой одежде видеть.

 

Ольга Александровна Дмитриева, директор школы № 1448 г. Москвы

 

«В первую очередь, хочу сказать, что школьной форме однозначно быть. В нашем учреждении образования она была всегда. Школьная форма дисциплинирует и положительно влияет на учебный процесс. Но при этом она должна соответствовать требованиям СанПин, должна быть удобной, комфортной и эстетически привлекательной, поскольку мы таким образом формируем у детей художественный вкус.

 

В данный момент у нас в школе существуют довольно строгие требования к внешнему виду учащихся. Дети должны понимать, что в госучреждение нельзя приходить так же, как на дискотеку. Мы установили деловой стиль одежды, а также ее цвет и фасон – в остальном у родителей и учащихся были варианты. В следующем учебном году мы планируем ввести единый дресс-код.

 

Для этого в нашей школе была организована выставка школьной формы, на которой было представлено 12 отечественных производителей. Детям и родителям было предложено проголосовать за наиболее понравившийся комплект для мальчика и для девочки.

 

В целом большинство родителей выступает за школьную форму, ведь это облегчает им жизнь. Есть, конечно, и те, кто категорически против любых навязываний, но таких единицы. В основном родители переживают за качество формы и хотят сохранить возможность покупать импортную одежду или одежду тех производителей, которым доверяют. Также звучат пожелания по поводу нестандартных размеров. Дети, особенно в старших классах, растут по-разному: кто-то может быть очень высоким и худым, или невысоким и полным – и бывает очень трудно подобрать размер.

 

Вопрос о школьной форме мы обсуждали и с ребятами на школьном совете. Основное замечание: школьная форма среднего и старшего звена должна отличаться от формы младшей школы. Дети говорят: «Мы не хотим выглядеть так же, как первоклассники, мы уже взрослые». Мы их услышали. А по поводу того, чтобы отличаться друг от друга, мы дали ребятам такой посыл: чтобы отличиться, проявите себя, интеллектуально, творчески, покажите свой талант, свой внутренний мир.

 

Что касается вопроса о введении единой школьной формы по всей стране, то я за. Я думаю, образовательные организации из-за этого не потеряют свое лицо – достаточно будет отличительных значков, какой-то символики. Сегодня у школ, учащихся и родителей слишком большой выбор, трудно сориентироваться. Если предъявляешь размытые границы – это приводит к хаосу. А с введением единой формы ситуация изменилась бы в лучшую сторону».

 

 

Эльвира Малышева, мама первоклассника и преподаватель английского языка, г. Санкт-Петербург

 

«Как мама я против школьной формы, но за то, чтобы  дети  были одеты в аккуратные наряды в черно-белом или в темно-синем цвете.

Если говорить как учитель, то мне приятнее смотреть на детей, когда они опрятные и в школьной форме. Проблема есть, и она в материальном положении семей: кому- то просто купить форму, кому-то очень дорого. Родителей много и все родители разные... Мне, как педагогу, очень тяжело договориться с ними насчет формы».

 

Ольга Петровна Скребкова, директор средней школы № 27, г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

«Я – за форму! Мне кажется, что с детских лет нужно привыкать к дресс-коду. Ведь в будущем привычка к соблюдению таких правил очень пригодится. Никого же не смущает белый халат у врача и синие цвета в одежде летчиков. А в школе свое правило – школьная форма. Одежда должна организовывать и настраивать на учебный процесс. К тому же она должна быть теплой, из натуральных тканей, и обязательно классика.

 

Есть мнение, что одинаковая одежда мешает ребенку самовыражаться. Но ведь в стенах школы дети проводят лишь половину дня. К тому же здесь коллективная среда, здесь происходит обучение по массовой программе. Добавлю, что в нашей школе в обсуждении выбора школьной формы принимали участие и родители, и, конечно, сами ученики. Наш многолетний опыт показывает, что дети более восприимчивы к учебе, когда они опрятно и аккуратно одеты».

 

 

Анна Алексеевна Вахнеева, директор гимназии №1517 г. Москвы

 

«К понятию школьная форма мы относимся исключительно положительно. В нашей гимназии она существует больше 20 лет. Это скорее не школьная форма, а школьная одежда. У нас есть определенное цветовое решение, которое мы предлагаем нашим ученикам: бордовый верх (пиджак, брюки, жилетка), черные брюки для мальчиков, черная юбка для девочек и белая рубашка. Еще есть шевроны с эмблемой школы, которые нашиваются на одежду.

 

Никаких дискуссий по поводу школьной формы в нашей гимназии не было. Для многих родителей это хорошее решение: они не ломают голову, что надеть на ребенка завтра. Дети тоже носят форму с удовольствием.

 

Руководствуясь нашими рекомендациями, форменную одежду родители покупают сами – где захотят и за сколько захотят. Могут хоть в ателье пошить – для нас это не принципиально. Также возможны любые варианты: разный покрой пиджаков, юбок, брюк, разная длина, разные ткани. Главное – оставаться в нашей цветовой гамме.

 

Мы не считаем правильным навязывать конкретный фасон, конкретного поставщика или производителя. Ребенок, прежде всего, должен чувствовать себя комфортно в школьной одежде, в которой он проводит минимум 6 часов в день, – она должна быть удобной, подходить по фигуре, по энергетике. Чтобы ребенок не отвлекался, например, на то, что на нем юбка или брюки плохо сидят.

 

Для нас наша форма – это имиджевая составляющая. Одеваясь в цветах гимназии, дети ощущают причастность к образовательному учреждению как к некому клубу. В нашем округе наши дети стали узнаваемы. Более того, у меня самой есть клубный пиджак бордового цвета, который я надеваю на важные гимназические мероприятия.

 

Поэтому, если будет принято решение о введение единообразной школьной формы, например, в рамках города, то для нас это будет болезненно. У нашей гимназии есть своя корпоративная этика, своя история, и наша форма – это ее часть.

 

Единая форма, несомненно, выгодна поставщикам и производителям. Но я не считаю, что такой подход правильный. Я за свободу в выборе фасона, ткани, производителя, ценовой категории – по крайней мере, до тех пор, пока ее покупают родители на свои деньги».

 

 

Эксперты

 

Анатолий Добин, психолог фонда «В ответе за будущее» 

 

Форма может обозначать принадлежность к определенной школе, лиге или известной альма-матер, которая обладает богатой историей. Таким образом она дает возможность выделить учащихся этих учебных заведений от других и сблизить школьников.  

 

Евгения Климкова, директор по рекламе и PR, ТМ Sabotage 

 

Какое-то время школьная форма была отличительным признаком гимназий и элитных учебных заведений. Ученики таких школ всегда выглядели очень стильно, опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у Оксфорда, Кембриджа, футбольных команд. На вручении Нобелевской премии и всевозможных кинофестивалях гости появляются в смокингах. Форму носят вне зависимости от возраста, это важный элемент современного общества.

 

Я всеми руками «за» введение школьной формы. Будучи маркетологом компании Sabotage, я побывала во многих школах, постоянно общаюсь с детьми и подростками и могу точно сказать, что школьная форма необходима современным ученикам.

 

Во-первых, если говорить о самых маленьких детях, школьная одежда для них — это символ взрослой учебной жизни, они, в буквальном смысле слова, мечтают ее носить. Форма для школы настраивает их на работу и серьезный лад.

 

Во-вторых, это дисциплина. Форма именно в этом смысле особенно важна для подростков. Подростки очень нуждаются в порядке.

 

Школьник понимает, что надев форму, он идет не отдыхать, не демонстрировать себя и свой наряд, а учиться. Таким образом, единая школьная одежда создает определенный психологический настрой.

 

Также школьный дресс-код способствует единению ребят, устраняя социальное неравенство семей с разным достатком.

 

Несомненный плюс есть и для родителей. Купив строгую школьную форму, не нужно думать во что одеть ребенка. Аккуратный и универсальный школьный костюм всегда наготове.

 

На мой взгляд, школьная одежда может «научить» детей порядку, как во внешнем виде, так и в голове. Она воспитывает в ребенке чувство стиля и учит ответственно относиться сейчас к учебе, а в будущем к работе.

 

Наталья Давыдова, имидж-консультант, автор и ведущая тренингов по дресс-коду и управлению впечатлением, преподаватель Института Art&Image

  

Каждый ребенок — индивидуальность, для которого одежда — способ самовыражения. Своим внешним видом он транслирует свой характер, пристрастия, увлечения. И как бы стильно форма ни выглядела, какого исключительного качества она бы ни была, для него она всегда остается «униформой» — костюмом, который он не выбирал, костюмом, который приравнивает его к другим детям, стирая его уникальность.

 

С другой стороны, форма помогает решить многие проблемы воспитания. Особенно этот вопрос актуален для детей переходного возраста, которые острее и категоричнее воспринимают реальность. Во-первых, форма дисциплинирует. Сработает подсознательная безотчетная потребность соответствовать «деловому» тону, который задает одежда. Проведем параллель — для этой же цели компании используют дресс-код. 

 

Во-вторых, единый внешний вид позволит скрыть социальное неравенство. У всех в классе был изгой, на долю которого приходились едкие, унизительные шуточки. Нередко всеобщая нелюбовь была вызвана «странным», «неприятным», «непонятным» для этой группы детей обликом. Выходит, те, чья одежда хуже, чем у остальных, априори аутсайдеры.

 

Введение формы также поспособствует сплочению «команды», будь то класс или школа, что также благотворно повлияет на учебный процесс.

 

Я склоняюсь к тому, что форма скорее полезна для наших детей. Наверняка нам будет трудно им это объяснить; те, кто помладше, примут новые «правила» легко, подростки взбунтуются, но пройдет время и форму примут дети всех возрастных групп.

 

Елена Земцова, специалист в области психодиагностики и психотерапии, кандидат педагогических наук. Сертифицированный практик НЛП, гипнотерапевт. Преподаватель Института Art&Image

 

Необходимость использования школьной формы — одежды, соответствующей общепринятым нормам делового стиля, как одного из средств обеспечения высокого качества образования, легко обосновывается с позиций психологической науки. Личность человека и его самосознание, как известно, формируются в деятельности. И большинство школьников движимы, в первую очередь, естественными и необходимыми для их развития потребностями в активном движении, игре, общении и творчестве. Они хотят свободно выражать себя, свои желания и фантазии, заниматься только интересными делами, выполнять только те правила, на которые они сами добровольно согласились.  

 

В силу этого обладающих богатым воображением детей и подростков привлекает оригинальная, необычная и довольно своеобразная одежда, которая позволяет им проигрывать выбираемые жизненные роли и которую они считают вполне удобной и приемлемой для посещения школы.

 

При этом дети и, нередко, поддерживающие их родители руководствуются единственным принципом — стремлением к личному удовольствию и переживанию радости. Однако всегда ли сиюминутные радости ведут к долгосрочному успеху?

 

Детские образы счастья нередко бывают настолько оторваны от жизни, что практически воплотить их в реальности просто невозможно. При этом гораздо более приземленные способности, такие как эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, стремление к самосовершенствованию на основе воли, настойчивости и высокой работоспособности, часто обеспечивают прочный фундамент для ярких успехов личностей, стремящихся к творческой реализации.

 

И именно в этом направлении школа может гарантированно обеспечивать социализацию современной молодежи. А школьная форма — один из важных инструментов, позволяющих изменить ученика в ходе обучения таким образом, чтобы сориентировать его на достижение общественно значимых и практически полезных результатов.

 

Необходимость ношения одежды по установленному образцу воспитывает у человека важную для достижения любых целей способность ограничивать свои желания. Обеспечивая строгостью своих линий достаточную закрытость тела, форма создает ощущение дистанции между учениками и способствует росту авторитетности их речи и поступков. Не позволяя ставить себя выше других, школьная форма учит скромности, одновременно способствуя проявлению здоровой конкуренции личных позиций учеников, а не благосостояния и социальной успешности их семей.

 

Своим единообразным внешним видом учебная форма не только наглядно дает понять школьникам, что все они принадлежат к одной большой группе, объединенной общей задачей, но и создает ощущение общности. Учителя в таком сообществе легко выделить визуально, и он может восприниматься как другой, более уважаемый, как наставник.

 

 Анна Чигиринских, эксперт по имиджу, телеведущая программы «Гардероб на вылет»


Существует такое понятие, как «язык одежды». Любая одежда передает информацию о личности человека, его социальном положении и отношении к окружающему миру. Другое дело, что часто индивидуумы не задумываются об этом. Тогда на помощь приходят обычаи и традиции, иными словами, дресс-код.


Школьная форма — один из существующих дресс-кодов, т.е. правила, касающиеся «языка одежды», принятые для учащихся на время пребывания в стенах учебного заведения. Почему же общество давно озаботилось решением этого вопроса? Потому что этот вид одежды должен выполнять определенное количество функций.


Первое: создание настроя на обучение. Так же действует халат на врача, создавая настрой на решение проблем больного, а не своих собственных. Или судейская мантия, позволяющая абстрагироваться от личных симпатий или антипатий для поиска законного решения. Давно замечено, что, надевая определенный вид одежды, человек переключается либо на эффективные личные коммуникации, либо на достойное выполнение рабочих задач. Нет видов одежды, совмещающих и то, и другое. И то, что для взрослого работа, для школьника — учеба.


Второе: это задача объединения детей. Ничто так не разъединяет, как различие в социальном статусе семьи. Тут и провокации на тему «мой папа круче» или «ты вообще кто такой?!». Иными словами, выбирая единый стиль одежды для каждого ребенка, общество заботилось о том, что бы дети не конфликтовали с первого сентября, обнаружив новичка в классе. И оценивать друг друга начинали по личности каждого, а не по кошельку родителей.


Третье: дисциплина. Наиболее частым решением школьного костюма является пиджак для мальчиков и жакет для девочек. И наличие фиксированной линии плеч и лацканов на груди посылает физический сигнал телу на сдержанные движения, на осанку. А сдерживаемое таким образом тело способно контролировать эмоции и поведение.


Я знаю, что есть противники школьной формы, ратующие за проявление индивидуальности. Отвечу, что для развития вкуса и стиля необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем разрешать надевать ребенку, что попало. Это и изучение живописи и архитектуры, путешествия по красивейшим природным местам. Желание семьи провести выходные не только в ресторане, но и в музее. Тогда и школьнику будет приятно самовыражаться посредством своего стиля в одежде, зарождающегося в детстве, формирующегося всю жизнь. Одежда — это способ эмоциональной разрядки в том числе, так почему бы ученику не разрядиться и таким способом в свои выходные?

 

Марина Сизова, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1308 Москвы

 

«Одежда делает человека, и никто из нас эту истину еще не отменял. Что такое форма для ребенка? Это одежда, в которой он проводит время с утра до вечера. Соответственно, мы в первую очередь должны учитывать мнение ребенка.

 

Дети другие сейчас. У них другая ментальность, другая фигура, другие требования. И загнать их в определенные рамки очень сложно. Ребенок, которого насильно одели во что-либо, будет чувствовать себя неполноценно. Девочки хотят нравиться мальчикам, мальчики хотят нравиться девочкам. И дети хотят себя чувствовать при этом очень достойно. Они не против школьной формы, они против того, что сейчас есть на рынке. По большому счету, им все равно, какая это ткань, но они хотят выглядеть красиво.

 

10 лет мы проводили круглые столы «Школьный совет», куда приглашали в первую очередь детей, родителей, директоров школ, производителей и чиновников из разных департаментов. И дети говорили одно: мы хотим выглядеть достойно. Поэтому все приходили к единому мнению, что нужна не форма, а школьная одежда. Это среднее арифметическое между школьной формой и детской одеждой. Может, имеет смысл просто принять определенную цветовую гамму для каждого субъекта федерации, а каких фасонов производитель будет предлагать одежду – уже будут выбирать родители и дети.

 

Кстати, и ценовая политика от этого тоже очень зависит. Если модель из полувискозы – это одна цена. Если юбка из полушерстяной ткани – другая. А уж с фасонами мы не подведем – на то есть дизайнеры. И дети будут довольны, и родители. У них будет право выбора, они будут формировать себя сами.

 

Если будет выбор – допустим, цветовая гамма одна, а фасоны на усмотрение детей – это будет лучше, чем единая школьная форма. Можно создать целую индустрию моды, которую мы и пытаемся создать, но пока не получается. Разнообразие – вот что нужно детям. И когда это разнообразие будет, тогда, мне кажется, у нас и волки будут сыты, и овцы целы».

 

Независимый российский исследовательский холдинг «Ромир»

 

«Введение школьной формы родители приняли благосклонно: 83% опрошенных видят целесообразность такой инициативы, 63% полостью ее поддерживают. Основные аргументы ЗА введение школьной формы, отмеченные родителями, это повышение дисциплины и соблюдение морально-этических норм, экономия семейного бюджета и времени на выбор и покупку одежды для детей школьного возраста, объединение школьников и выработка командного духа».

© 2009 — 2018. Внимание! На сайте не разрешается размещать фото, видео или иной контент, если Вы не имеете на это необходимых прав и/или согласия правообладателя. Перед использованием сайта необходимо внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением.